"Обучение грамоте" (подготовительная группа, корпус 3)

Программа занятий

Актуальность программы Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению письму и чтению. Формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразнее начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение грамоте» основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и развитию ребёнка. Программа является интегрированной, включает в себя обучение первоначальному чтению, развитию речи, развитию первоначальных графических навыков. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Направленность программы. Дополнительная образовательная программа «Обучение грамоте» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Программа обучения грамоте предназначена для работы с детьми с 6 – 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы. Цель и задачи программы: Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме. Задачи: Образовательные: - Формирование и развитие фонематического слуха - Развитие произносительных умений - Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией - Знакомство со слоговой структурой слова - Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения. - Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения - Расширение словарного запаса детей -Знакомить с графическим изображением буквы; -Учить соотносить звук и букву; -Формирование и развитие звуко - буквенного анализа - Подготовка руки ребёнка к письму -Упражнять в аналитико-синтетической деятельности; -Формировать элементарные графические умения; -Познакомить с изображением буквы; -Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу); Развивающие: - Развитие слухового восприятия - Развитие графических навыков - Развитие мелкой моторики -Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки; -Развивать глазомер, четкой координации руки; Воспитательные: - Воспитание умения работать - Воспитание самостоятельности при выполнении заданий - Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим -Прививать элементарные гигиенические правила письма; -Воспитывать усидчивость; -Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий. Основной этап (второй год обучения) дети 6-7 лет - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка. Развитие звукобуквенного анализа слова. Обучение чтению. Формирование первоначальных навыков письма. 1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка Задачи. -Дать представление о звуках русского языка. -Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг -гласный звук. -Показать детям связь звука с буквой. -Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов. Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников Задачи. -Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный. -Учить детей определять позицию звука в слове. -Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки. 4.Учить правильно, соотносить звуки и буквы. Раздел 3. Обучение чтению Задачи. -Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями. -Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым). -Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов. -Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного. -Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию. -Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения. Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма Задачи. -Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке. -Развитие мелкой моторики рук. -Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Отличительные особенности программы, возраст детей. Данная программа направлена на подготовку детей 6 - 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие Журовой Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду", И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме». Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Сроки реализации Сроки реализации образовательной программы 1 год, который направлен на развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению, а также обучению плавному слоговому осознанному чтению. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения программы воспитанники будут: уметь: -Определять место звука в слове (первый, последний, в середине); - различать гласные, твердые и мягкие согласные; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; - составлять из букв разрезной азбуки слова. знать: - знать названия букв. владеть: - владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение». Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе: данных планового мониторинга уровня речевого развития детей в структурном подразделении «Детский сад» (сентябрь и май); наблюдений за ребёнком; бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей. Формы подведения итогов. Способом подведения итогов программы являются итоговые занятия, тесты, аналитические карты результатов итогового мониторинга образовательного процесса по дополнительному образованию программы «Обучение грамоте». 3. Учебно –тематический план . № п/п Наименование образовательных модулей, тем, разделов Количество занятий Общее количество часов Количество часов теория Количество часов практика 1. «Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков» 2 60 мин 14 мин 46 мин 2. «Буква а, А» 1 30 мин 7мин 23 мин 3. «Буква я, Я» 2 60 мин 14 мин 46 мин 4. «Буква о, О» 1 30 мин 7мин 23 мин 5. «Буква ё, Ё» 2 60 мин 14 мин 46 мин 6. «Буква у, У» 1 30 мин 7мин 23 мин 7. «Буква ю, Ю», 2 60 мин 14мин 46 мин 8. «Буква ы» 1 30 мин 7мин 23 мин 9. «Буква и, И» 1 30 мин 7мин 23 мин 10. «Буква э, Э» 1 30 мин 7мин 23 мин 11. «Буква е, Е» 2 60 мин 14 мин 46 мин 12. «Правила написания гласных букв» 9 270 мин 63 мин 207 мин 13. «Буква м, М» 1 30 мин 7мин 23 мин 14. «Буква н, Н» 1 30 мин 7мин 23 мин 15. «Буква р, Р» 1 30 мин 7мин 23 мин 16. «Буква л, Л» 1 30 мин 7мин 23 мин 17. «Буква г, Г» 1 30 мин 7мин 23 мин 18. «Буква к, К» 1 30 мин 7мин 23 мин 19. «Закрепление» 1 30 мин 7мин 23 мин 20. «Буква с, С» 1 30 мин 7мин 23 мин 21. «Буква з, 3» 1 30 мин 7мин 23 мин 22. «Буква ш, Ш» 1 30 мин 7мин 23 мин 23. «Буква ж, Ж» 1 30 мин 7мин 23 мин 24. «Буква д, Д» 1 30 мин 7мин 23 мин 25. «Буква т, Т» 1 30 мин 7мин 23 мин 26. «Буква ь» 2 60 мин 14мин 46 мин 27. «Буква п, П» 1 30 мин 7мин 23 мин 28. «Буква б, Б» 1 30 мин 7мин 23 мин 29. «Буква в, В» 1 30 мин 7мин 23 мин 30. «Буква ф, Ф» 1 30 мин 7мин 23 мин 31. «Закрепление» 1 30 мин 7мин 23 мин 32. «Буква й» 1 30 мин 7мин 23 мин 33. «Буква ч, Ч» 1 30 мин 7мин 23 мин 34. «Буква щ, Щ» 1 30 мин 7мин 23 мин 35. «Закрепление» 1 30 мин 7мин 23 мин 36. «Буква ц, Ц» 1 30 мин 7мин 23 мин 37. «Буква х, X» 1 30 мин 7мин 23 мин 38. «Разделительная функция ь» 1 30 мин 7мин 23 мин 39. «Буква ъ» 1 30 мин 7мин 23 мин 40. «Разделительная функция ъ» 1 30 мин 7мин 23 мин 41. «Закрепление» 10 300 мин 70мин 230 мин Итого 64 31 час. 7 час 24 час 4. Содержание изучаемого курса Месяц Неделя Тема и № занятия Цели и задачи Октябрь 1 Занятие 1 Стр.109  Учить детей проводить звуковой анализ слов;  дифференцировать глас¬ные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;  закреплять умение определять место ударения в словах; учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово. 1 Занятие 2 Стр.111  Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;  дифферен¬цировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;  закреплять умение определять место ударного гласного звука в слове;  учить составлять предложение из двух слов, называть слова по поряд-ку; продолжать учить называть слова с заданными звуками. 2 Занятие 3 Стр.113  Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;  Познакомить с гласными буквами а. А;  Учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов;  продолжать учить детей называть слова по заданной модели. 2 Занятие 4 Стр. 114  Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук;  познакомить с гласными буквами я, Ян правилами написания я после мягких согласных звуков;  учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов);  продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. 3 Занятие 5 Стр.116  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с тем, что буква я может обозначать два звука — «йа»;  учить составлять предложения из двух слов о действиях детей, назы-вать I -е, 2-е слово.  продолжать учить детей называть слова по определенной модели. 3 Занятие 6 Стр.118  Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука  познакомить с буквами о, О;  учить составлять предложения о действиях, называть 1 -е, 2-е слово;  продолжать учить детей называть слова по определенной модели. 4 Занятие 7 Стр.119  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с тем, что буква «может обозначать звук «о» и пишется по¬сле мягких согласных звуков;  учить составлять предложения из двух слов с заданным словом;  продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. 4 Занятие 8 Стр.121  Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с тем, что буква ё может обозначать два звука — «йо»;  учить составлять предложения из двух слов с заданным словом;  продолжать учить детей называть слова с заданными звуками Ноябрь 1. Занятие 9 Стр.122  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с буквами у, У;  учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом И;  продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком. 1. Занятие 10 Стр.124  Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с буквой ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков;  учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом И  продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком. 2. Занятие 11 Стр.125  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с тем, что буква ю может обозначать два звука — «йу»;  учить составлять предложения из трех слов с союзом и;  продолжать учить детей называть слова по заданной модели. 2. .Занятие 12 Стр. 127  продолжать учить детей производить звуковой анализ слов с примене¬нием правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с буквой ы;  учить составлять предложения из трех слов с союзом м;  продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. 3. Занятие 13 Стр.128  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука  познакомить с буквами и, И и правилом написания после мягких со-гласных звуков;  учить детей словоизменению;  продолжать учить детей называть слова по заданной модели. 3. Занятие 14 Стр.130  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с буквами э, Э;  учить детей словоизменению  продолжать учить детей называть слова по заданной модели. 4. Занятие 15 Стр.131  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить с буквами е, Ей правилами написания е после мягких согласных звуков;  учить составлять предложения из трех слов с союзом и;  продолжать учить детей словоизменению;  учить называть слова с заданным ударным гласным звуком. 4. Занятие 16 Стр.133  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  объяснить детям, что буква е может обозначать два звука «йэ»;  продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. 5. Занятие 17 Стр.134  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с примене-нием правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  познакомить детей со словоизменением;  учить составлять предложение из трех слов;  учить называть слова определенной звуковой структуры. 5. Занятие 18 Стр.137  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с примене-нием правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  учить детей проводить словоизменение;  продолжать закреплять умение составлять предложения из трех слов;  учить называть слова определенной звуковой структуры. Декабрь 1. Занятие 19 Стр.139  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  учить детей проводить словоизменение;  учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку;  продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры. 2. Занятие 20 Стр.140  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  учить детей проводить словоизменение;  учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку;  закреплять умение называть слова с заданными звуками 2. Занятие 21 Стр.142  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  учить детей проводить словоизменение;  учить на слух делить предложения на слова, называть слова по порядку. 3. Занятие 22 Стр.143  познакомить детей с буквой м и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»  закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука  учить читать слоги и слова с буквой м. 3. Занятие 23 Стр.145  учить составлять предложение с заданным словом, определять количе¬ство слов в предложении и называть их по порядку;  познакомить детей с буквой и и тем, что она может обозначать звуки «н» и «нь»;  закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  учить читать слоги и слова с буквами -мин;  учить называть слова определенной звуковой структуры. 4. Занятие 24 Стр.146  познакомить детей с буквой р и тем, что она обозначает звуки «р» и «рь»;  учить читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой Р;  закреплять умение детей производить звуковой анализ слов с примене¬нием правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  учить детей называть слова определенной звуковой структуры. Январь 1. Занятие 25 Стр.148  познакомить с буквой л и тем, что она обозначает звуки «л» и «ль»;  учить детей читать слоги с пройденными буквами; с буквой л;  закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку;  учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;  учить детей называть слова определенной звуковой структуры. 1. Занятие 26 Стр.149  познакомить с буквами Г и г и тем, что они обозначают звуки «г« и «гь»;  учить читать слоги и слова с пройденными буквами;  учить выкладывать предложения из букв разрезной азбуки, познако-мить с правилами выкладывания;  учить детей называть слова определенной звуковой структуры. 2. Занятие 27 Стр.151  познакомить с буквами к и К. Рассказать, что буква к обозначает зву-ки «к» и «кь»;  учить детей выкладывать предложения в соответствии с правилами;  закреплять знания, что буква я может обозначать два звука («й», «а» в начале слова и после гласной);  закреплять умение детей называть слова определенной звуковой структуры. 2. Занятие 28 Стр.152  закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;  учить отвечать на вопросы по тексту;  продолжать учить детей выкладывать предложение с применением из¬вестных грамматических и синтаксических правил;  закреплять знания, что буква ю может обозначать два звука («й», «у» в начале слова или после гласного звука);  закреплять умение детей называть слова определенной звуковой структуры и с заданным ударением. 3. Занятие 29 Стр.154  познакомить детей с буквами С, си тем,что они обозначают звуки «с», «сь»;  закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденным грамматических правил;  закреплять знания, что буква е может обозначать два звука («й», «о» в начале слова и после гласного звука);продолжать совершенствовать чтение детей; учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;  закреплять умение называть слова с определенным ударным гласным звуком. 3. Занятие 30 Стр.155  познакомить детей с буквами 3 и з и с тем,что они обозначают звуки з- зь  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных грамматических и синтаксических правил;  закреплять, что буква е может обозначать два звука («й», «э» в начале слова и после гласного звука);  продолжать совершенствовать чтение детей;  учить отвечать на вопросы по тексту;  закреплять умение детей называть слова по модели 4. Занятие 31 Стр.157  продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;  познакомить с буквой ш Ш, с правилом написания сочетания ши;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей пересказывать прочитанный рассказ;  учить называть слова определенной звуковой структуры. 4. Занятие 32 Стр.158  продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил, определять сло¬весное ударение;  познакомить с буквой Ж, ж и правилами написания сочетания жи;  совершенствовать навык чтения;  учить детей отвечать на вопросы по тексту; учить называть слова определенной звуковой структуры. Февраль 1. Занятие 33 Стр.160  познакомить с буквами д и Д и тем, что они обозначают звуки «д» и «дь»;  продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ;  учить называть слова определенной звуковой структуры. 1. Занятие 34 Стр.161  познакомить с буквами Т, т и тем, что они обозначают звуки «т» и «ть»;  учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением;  совершенствовать навык чтения детей;  учить называть слова с заданными звуками. 2. Занятие 35 Стр.163  познакомить с буквой ь;  учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам). 2. Занятие 36 Стр.165  закреплять знание детей о ь;  продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с исполь¬зованием ударения;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей составлять предложение с заданным словом;  учить детей отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам). 3. Занятие 37 Стр.167  познакомить с буквами Дии тем, что они обозначают звуки «п» и «пь»; продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с исполь-зованием ударения;  совершенствовать навыки чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ;  учить называть слова определенной звуковой структуры. 3. Занятие 38 Стр.168  познакомить с буквами Б, б и тем, что они обозначают звуки «б», «бь»;  продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с исполь¬зованием ударения;  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить детей пересказывать прочитанный рассказ;  учить отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам). 4. Занятие 39 Стр.170  познакомить с буквами Диви тем, что они обозначают звуки «в», «вь»;  продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с исполь¬зованием ударения;  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить называть слова определенной звуковой структуры. Март 1. Занятие 40 Стр.171  познакомить с буквами Ф, фи тем, что они обозначают звуки «ф» и «фь»;  продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с исполь¬зованием ударения;  совершенствовать навык чтения детей;  учить пересказывать прочитанный рассказ;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить отгадывать слово, выложенное моделью (по вопросам). 1. Занятие 41 Стр.172  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей словообразованию;  продолжать учить детей делить предложение на слова, называть их по порядку;  продолжать учить отгадывать слово, представленное моделью (по во-просам). 2. Занятие 42 Стр.174  совершенствовать навык чтения детей;  познакомить с буквой й, повторить правила, что звук «й» — самый ко¬роткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;  учить детей словообразованию;  продолжать учить отгадывать слово, представленное моделью. 2. Занятие 43 Стр. 175  совершенствовать навык чтения детей;  познакомить с буквой ч Ч, повторить правила, что звук «ч» —всегда мягкий согласный, глухой;  учить составлять цепочку слов, проводя в данном слове только одну замену для получения нового слова. 3. Занятие 44 Стр.176  познакомить с буквой Щ, щ, объяснить, что звук «щ» — всегда мягкий согласный, и написание сочетаний ща, щу  совершенствовать навык чтения детей;  продолжать учить детей пересказывать прочитанный рассказ;  потренировать детей в чтении скороговорки; 3. ЗАНЯТИЕ 45 Стр.177  продолжать учить выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  совершенствовать навык чтения детей;  потренировать детей в чтении скороговорки; учить творчески пересказывать прочитанный рассказ;  учить детей называть слова определенной звуковой структуры. 4. Занятие 46 Стр.178  продолжать учить выкладывать предложение с применением пройден¬ных правил;  познакомить детей с буквами Ц, ц и правилом, что звук «ц» — всегда твердый согласный;  совершенствовать навык чтения детей;  продолжать учить отгадывать слова, выложенные фишками. 4. Занятие 47 Стр.179  продолжать учить выкладывать предложение с применением пройден¬ных правил;  познакомить с буквами Л", дг и тем, что они обозначают звуки «х», «хь»;  совершенствовать навык чтения детей;  учить составлять цепочку слов, производя в данном слове одну замену для получения нового слова;  учить отгадывать слово, выложенное фишками. 5. Занятие 48 Стр. 180  совершенствовать навык чтения детей;  познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;  учить составлять цепочку слов, проводя только одну замену для получения нового слова. 5. Занятие 49 Стр. 182  совершенствовать навык чтения детей;  познакомить детей с ъ;  учить называть слова определенной звуковой структуры;  учить отгадывать слово, выложенное фишками. Апрель 1. Занятие 50 Стр. 184  продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом;  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять знания о ъ;  учить составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова. 1. Занятие 51 Стр.185  закрепить умение выкладывать предложение с применением пройден¬ных правил;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей пересказывать рассказ; учить составлять творческие рассказы;  учить детей составлять цепочку слов, проводя в данном слове только одну замену для получения нового слова. 2. Занятие 52 Стр.186  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил;  учить отгадывать слова, выложенные фишками. 2. Занятие 53 Стр. 187  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить отгадывать слово, выложенное фишками. 3. Занятие 54 Стр.188  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить отгадывать слово, выложенное фишками;  учить составлять цепочку слов от заданного слова путем одной замены для получения нового слова. 3. Занятие 55 Стр.189  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  совершенствовать навык чтения детей;  учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;  учить отгадывать слова, выложенные фишками. 4. Занятие 56 Стр. 190  закреплять умение детей выкладывать предложение с применением пройденных правил;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей пересказывать прочитанный текст;  учить составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова. 4. Занятие 16 Стр.133  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применени¬ем правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  объяснить детям, что буква е может обозначать два звука — «йэ»;  продолжать учить детей называть слова с заданными звуками. Май 1. Занятие 18 Стр.137  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с примене-нием правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;  учить детей проводить словоизменение;  продолжать закреплять умение составлять предложения из трех слов;  учить называть слова определенной звуковой структуры. 1. Занятие 51 Стр.185  закрепить умение выкладывать предложение с применением пройден¬ных правил;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей пересказывать рассказ; учить составлять творческие рассказы;  учить детей составлять цепочку слов, проводя в данном слове только одну замену для получения нового слова. 2. Занятие 52 Стр.186  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил;  учить отгадывать слова, выложенные фишками. 2. Занятие 53 Стр. 187  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить отгадывать слово, выложенное фишками. 3. Занятие 54 Стр.188  совершенствовать навык чтения детей;  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  учить отгадывать слово, выложенное фишками;  учить составлять цепочку слов от заданного слова путем одной замены для получения нового слова. 3. Занятие 55 Стр.189  закреплять умение выкладывать предложение с применением прой-денных правил;  совершенствовать навык чтения детей;  учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;  учить отгадывать слова, выложенные фишками. 4. Занятие 56 Стр. 190  закреплять умение детей выкладывать предложение с применением пройденных правил;  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей пересказывать прочитанный текст;  учить составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова. 4 Занятие 41 Стр.172  совершенствовать навык чтения детей;  учить детей словообразованию;  продолжать учить детей делить предложение на слова, называть их по порядку;  продолжать учить отгадывать слово, представленное моделью (по во-просам). Работа с родителями Месяц Работа с родителями октябрь Анкета для родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам обучения грамоте «Поздняя осень" – рассказывание по наблюдению. К.Ушинский «Спор деревьев» - чтение ноябрь Проведение практикумов «Развиваем моторику рук» Памятка для родителей «Звукобуквенный анализ слова», Декабрь Памятка для родителей «Звукобуквенный анализ слова», Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте". январь Консультация « Учим говорить детей правильно» Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке руки дошкольника к письму Консультация для родителей «Домашняя библиотека» февраль Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся звуковому анализу и синтезу слов". март Беседа "Учимся, играя" День открытых дверей апрель Памятка для родителей «Как выполнить домашнее задание», Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», май Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей. Родительское собрание "Результаты детей". 5. Методическое обеспечение Формы занятий Формы и режим занятий. Формы организации педагогического процесса: • непосредственная организационная деятельность; • работа с детьми по подгруппам; • индивидуальная работа с детьми; • совместная деятельность педагога с детьми; • самостоятельная деятельность детей. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 минут, два раза в неделю, (62 занятия в год). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, беседы; различные виды игр; рисунки и композиции; индивидуальная викторины; работа; сюжетно-дидактические игры; работа с родителями. Приемы, методы занятий Методами успешной реализации программы является: • Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа). • Наглядный (наблюдение, рассматривание). Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»). Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Журовой Л.Е., материал для чтения «Букварь» Жукова. Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу. Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии. Этапы работы с детьми по обучению грамоте. Подготовительная группа: 1.Выделение звука. 1)Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. 2)Придумывание слов с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова. 3)Составление слов из начальных букв названий предметов. 4) Звуковой анализ двусложных и трехсложных слов. 5) Подбор слов к звуковым схемам 2. Деление слов на части (слоги). 1) Деление двухсложных слов, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги, например: ма-ши-на. 2) Деление слов на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь. 3) Деление слов на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, у-лит-ка. Постановка ударения в словах. 1) Учить произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово. 2) Формировать умение находить ударный слог в словах. 3) Упражнять в составлении слов из слогов. 4.Знакомство с буквой. 1) Обследование и печатание буквы. 2)Анализ и синтез слогов, слов. Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения. Основное направление: От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные). 1. Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных). 2. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например, звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ. 3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов. 4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка). Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы. 5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой 6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть. 7.Анализ буквы. Дети определяют следующее: • из каких элементов состоит буква; • из скольких элементов состоит буква; • как расположены эти элементы в пространстве. 8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы. • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности; • Обведение буквы по трафарету; • Обведение буквы по контуру; • Запись буквы в воздухе; • Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др. • Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия). Материально-технические средства обеспечения программы. С целью успешной реализации Программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей: 1. Компьютер, ноутбук, мольберт, магниты, мел. 2. Электронные презентации: - буквы и звуки - алфавит - предложения 4. Детская литература. 5. Наглядный материал (магнитная азбука, схема составления предложения, схемы для составления звукового анализа слова, предметные картинки). 6. Картотеки ( пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики). Тетради на каждого ребенка, карандаши (простой и цветные) на каждого ребенка. 6. Литература: 1. Л.Е.Журова. Н.С. Варенцова, «Обучение дошкольников грамоте».- Москва «Школа-Пресс»1998. 2. Л.Е.Журова. Н.С. Варенцова, «Подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет). Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. 3. Л.Е.Журова. Н.С. Варенцова, «Подготовка к обучению грамоте» (4-5 лет). Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. 4.Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с. 5.Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с. 6. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с. 7. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie