"Обучение грамоте" (старшая группа, корпус 3)

Программа занятий

2.Пояснительная записка За последние годы в педагогической практике дошкольного образования появилось множество программ, пособий, но не все они реализуют идеи личностно ориентированного образования, не все они позволяют сохранить единое образовательное пространство на дальнейших ступенях обучения. Часть детей вообще не посещают дошкольные образовательные учреждения и либо не готовы к школьному обучению, либо проходили дошкольную подготовку в неспециализированных учреждениях. Подготовка к школе носит познавательный характер. Программа предшкольной подготовки – это попытка, с одной стороны, преодолеть барьер между двумя ступенями образования; с другой стороны, подготовить ребенка к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели обучения. Программа занятий «Обучение грамоте» основано на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о грамотной речи. Программа реализует принципы личностно-коммуникативного образования, суть которых заключается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей и способностей детей; выявление его опыта жизнедеятельности; создание благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, формирования коммуникативных умений. Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности. «Обучение грамоте» поможет воспитателю, детям и их родителям лучше узнать друг друга. Актуальность программы. Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка — развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры. Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования — обязанность школы. Но на практике это работает редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки — иногда заслуженно, иногда — из жалости. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в школу. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Новизна программы Заключается в применении современных инновационных методов и технологий, способствующих развитию детей. Направленность программы: социально-гуманитарная. Цель программы: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности, успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одного образовательного уровня на другой, создание предпосылок к школьному обучению. Задачи программы: Обучающие: • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. Развивающие: • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; Воспитательные: • формирование у детей усидчивости, старательности в работе, трудовых умений. • формирование умений работать парами, группами, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе; • формирование способности радоваться успехам своих товарищей при создании работы. • Основные задачи при реализации данной программы: • По первому разделу: • Развитие речи и обучение грамоте: • • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. • • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. • • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); • • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); • • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; • • подготовка руки к письму («печатание» букв) • По второму разделу: • Развитие мелкой моторики: • • знакомство с графомоторикой; • • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; • • подготовка руки к письму («печатание» букв) Отличительной особенностью образовательной программы «Обучение грамоте» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования. Возраст детей 5-6 лет. Срок реализации-1 год. Ожидаемые результаты после реализации программы: По первому разделу ребенок должен: Знать: гласные и согласные звуки. Уметь правильно ставить ударение в знакомых словах; составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; проявлять интерес к родному языку. Уметь обводить по контуру, рисовать с помощью трафарета; ориентироваться в тетради. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение». Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Для достижения основной цели проводится обследование детей, оно проходит в форме диагностики и строится на основе коммуникативного подхода к развитию познавательной деятельности через нетрадиционные техники. Используются разнообразные, в том числе, игровые приемы. При общении с детьми используется демократичный стиль общения, который позволяет создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе. Применяются мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование. Во время выполнения работы детьми, наблюдается их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки. Обследование проводится по следующим направлениям: 1. Тестирование детей для выявления уровня развития речи. 2. Выявление подготовки руки к письму. Методика проведения: • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми • На столе размещаются различные материалы для занятия • Детям предлагается все рассмотреть и воспользоваться всеми материалами. Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Обучение грамоте» – открытое занятие для родителей. 4.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Месяц Неделя Наименовние разделов и тем Содержание работы(задачи) Работа с родителям Октябрь 1 Звук и буква «А» Познакомить детей со звуками и буквами. Как часто пишет ваш ребёнок (анкета для родителей) 2 Звук и буква «О» Закрепить изученные гласные буквы и звуки. 3 Звук и буква «У» Учить детей согласным звукам и буквам. Развивать речь рассказом по картине «В школу». 4 Звук и буква «Ы» Продолжить знакомить с гласными. Закреплять гласные. Заучивание чистоговорок. Учить сравнивать и описывать предметы. Ноябрь 1 Звук и буква «Э» Продолжить учить согласные буквы и звуки. Гласная буква Э. Учить пересказывать рассказ. Развивать речь. Папка передвижка: «Роль букваря в жизни ребёнка» 2 Чтение слов из пройденных букв-АУ, УА. Закрепление пройденного материала Закрепить знание гласных звуков и букв. 3 Звук и буква «Л». Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Продолжить учить согласные. Буква и звук Л. Научить составлять описательный рассказ. 4 Звук и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение. Познакомить детей с букой М. Закрепить уже пройденные буквы и звуки. Научить составлять рассказ по сюжетным картинкам. Декабрь 1 Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов. Узнать новый согласный звук Н. Проводить игры на букву и звук Н. Придумывать сказки для развития речи. Консультация на тему: «Звуки и буквы в жизни детей» 2 Звук и буква «Р».Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения. Познакомить с согласным звуком и буквой Р. Начать дифференцировать звуки Л и Р. 3 Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Закрепить знание пройденных звуков и букв. 4 Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений. Продолжить знакомить детей с гласными и согласными буквами. Январь 2 Буква «Ю». Чтение слогов, слов. Познакомить детей с буквой Ю. Заучивание чистоговорок. Консультация: «Роль графомоторики в развитии детей дошкольного возраста» 3 Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений. Знакомить с буквой и звуком Е. Проходить лабиринт со звуком Е. 4 Буква «Е». Чтение слогов, слов. Продолжить знакомить детей с гласными и согласными звуками. Закрепить пройденные звуки. 5 Звук и буква «И». Чтение слогов, слов. Научить подбирать синонимы и антонимы. Игра со звуками. Февраль 1 Закрепление пройденного материала. Формировать умение пересказа. Закрепить звуки и буквы. Консультация: «Развитие речи у детей дошкольного возраста через рассказы и сказки» 2 Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ». Составление и условная запись предложения. Учить графомоторики. Обводить по контуру. Формировать умения рисовать узор по контуру. Набиваем руку для письма. Учить рисовать по трафарету. Трафарет букв. 3 Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т», печатание букв. Развивать моторику с помощью графомоторики. Разминать пальчики перед письмом с помощью гимнастики. 4 Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф», печатание букв. Знакомить детей с буквами. Начинать рисовать фигуры без контура, рисуем в воздухе пальчиками. Март 1 Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С», печатание букв. Пальчиками обводим по контуру буквы и «печатаем» в рабочих тетрадях. Пишем пальчиками (семинар-практикум для родителей) 2 Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П», печатание букв. Повторить пройденный материал по гласным и согласным звукам и буквам. 3 Звуки «Х-ХЬ». Буква «Х», «печатание букв. Повторить пройденный материал по звукам и буквам. 4 Звуки и буквы «Ж», «Ш». Печатание букв. Повторить пройденный материал по звукам и буквам. Апрель 1 Звуки и буквы «Ч», «Щ». Печатание букв. Повторить пройденный материал по звукам и буквам. Консультация: «Ознакомление детей с грамотой» 2 Звуки «Ж», «Ш». Печатание букв. Повторить пройденный материал по звукам и буквам. 3 Звук и буква «Ц». Печатание букв. Повторить пройденный материал по звукам и буквам. 4 Буква «Ь». Повторить пройденный материал по звукам и буквам. Май 1 Буква «Ъ». Печатание букв, чтение слов. Повторить пройденный материал по звукам и буквам. Консультация :«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов деятельности» 2 Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. Повторить пройденный материал по звукам и буквам. 3 Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам. Мониторинг Выявить уровень освоения материала детьми 4 Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения. Мониторинг Выявить уровень освоения материала детьми 5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики, логопедии, психологии. В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы. В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения - игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей. Форма занятий : игровая, индивидуальная, подгрупповая, групповая. Приемы, методы занятий: Приемы: игровые- использование игр и игровых персонажей, введение элементов соревнования. Методы: наглядные- показ способа написания буквы; словесные- объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки), практические-выполнение заданий. Материально-технические средства обеспечения программы : азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами),фланелеграф, индивидуальные разрезные наборы букв и цифр, картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий), предметные картинки для составления предложений и задач, сюжетные картинки для составления рассказов, тетради в клетку, мнемотаблицы, рабочие листы - прописи букв, цифр, игры со словами, ноутбук, магнитофон. 6.ЛИТЕРАТУРА 1. Е.В.Колесникова, Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2018, 80с. 2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011, - 48 с. 3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе: учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009, – 66 с. 4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно – методическое пособие / Г. Я. Затулина. М.: Центр педагогического образования, 2008, - 64 с. 5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО / Л. В., Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М.: Ювента, 2015, - 96 с. 6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 (комплект). К книге "Азбука. Мой первый учебник / Л. В. Колесникова. – М.: Ювента, 2015, - 80 с. 7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе: методическое пособие / В. П. Новикова. – М.: Мозаика – Синтез, 2014, - 48 с. 8. Новиковская, О. А. Сложи словечко: игровые модели обучения и воспитания /О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург: Паритет, 2006, - 15 с. 9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. В. Соловьевой. – М.: Просвещение, 2014 10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015, - 160 с. 11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова. М.: Просвещение, 2015. 12. Федосова, Н. А. От слова к букве: Пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015, - 112 с. 13. Федосова, Н. А. От слова к букве: Пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015, - 95 с. 14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М.: Ювента, 2015, - 64 с. 15. Обучение дошкольников грамоте. По методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой. М. «Школьная книга», 2021, 192с.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie