"Раз ступенька, два ступенька" (подготовительная к школе группа, корпус 2)
Программа занятий
2. Пояснительная записка 2.1 Направленность программы Настоящая программа по подготовке дошкольников к изучению математики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, начального общего образования «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки. Программа к дополнительной образовательной программе «Раз – ступенька, два – ступенька» является программой социально-педагогической направленности. Программа разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей. В предлагаемой программе заложены возможности создания условий для совершенствования содержания и технологий образования, формирования у воспитанников обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 2.2 Новизна программы Новизна данной программы состоит в деятельностном подходе к воспитанию и развитию ребёнка, в принципе междисциплинарной интеграции. 2.3 Актуальность программы Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости. В результате математического образования дошкольник не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, получает элементарные представления, но и становится умнее, сообразительнее, увереннее в своих рассуждениях, комбинировании различных способов при решении нестандартных вопросов. Актуальность и практическая значимость программы заключается в выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 2.4 Отличительная особенность программы Отличительной особенностью является адаптация детей при переходе на новый уровень образования. В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Раз – ступенька, два – ступенька…» построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе. 2.5 Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Исследования математических проблем может проводиться не только на занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно-временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности (порядка) и нарушения закономерности (порядка), понятие ритма в узоре, составление узора из геометрических фигур и т.п. Практически все установленные на занятиях связи и отношения можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально. На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности малыша. Занятие проводится не только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Тетради используются в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из физкультминутки используются речевки или небольшие детские песенки. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основной для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает педагогу впоследствии скорректировать свою работу. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок на занятиях продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом! Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной или знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей более подготовленных и могут выполняться только по их желанию. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Структура рабочих тетрадей Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от конкретной ситуации демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее подходящие для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами. Обычно для работы в группе отбираются 3 – 4 задания, а остальные рекомендуется выполнить дома вместе с родителями, но только по желанию детей (задания, рекомендованные для занятий дома, предварительно разбираются на занятиях). Пособие предоставляет родителям, которые этого желают, внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению материала, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшим и младшим, необходимые им в дальнейшем для решения как учебных, так и жизненных проблем. Основные принципы программы - Принцип психологической комфортности. Создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. - Принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие». - Принцип минимакса. Это обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей. - Принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. - Принцип непрерывности. Обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения. Данные принципы отражают современные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровью. 2.6 Цель программы Всестороннее развитие ребенка; развитие его мотивационной сферы; интеллектуальных и творческих способностей; качеств личности. 2.7 Задачи программы Обучающие задачи: Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Познакомить детей с общими математическими понятиями. Формировать математические представления о числах. Формировать пространственно-временные отношения. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). Развивающие задачи: Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Воспитательные задачи: Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д. 2.8 Возраст детей Образовательная программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет В процессе образовательной деятельности у дошкольников воспитывается активное отношение к собственной деятельности. Они должны уметь выделять в ней цель и способы достижения (что делать и как делать); самостоятельно на основе указаний воспитателя определять способы выполнения задания; активно участвовать в обсуждении задания, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность. У детей формируются элементарные действия контроля и оценки: в процессе выполнения заданий (поэтапно) они должны устанавливать соответствие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым, в случае несоответствий устранять их самостоятельно. Педагог поддерживает проявление дошкольниками стремления к совместной деятельности: дети должны уметь проявлять внимание к затруднениям товарища, предлагать помощь, проявлять сдержанность в случае неправильного действия сверстника, справедливо и доброжелательно оценивать работы сверстников; выполнять задание вдвоем, втроем, распределять между собой работу, согласовывая свои действия. К перечню условий, обеспечивающих успешность деятельности, можно отнести создание в педагогическом процессе ситуации успеха. С. Френе отмечал, что неудачи являются одним из главных барьеров на пути развития детей. «Человек не может существовать без успехов, которые независимо от их характера способствуют его жизненному самоутверждению». В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно- ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности: • рисование; • конструирование; • аппликация; • лепка. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же, развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой. В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Особенности возрастной группы детей Работа ведется с детьми желающими заниматься математикой. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей: до 12 человек. 2.9 Сроки реализации программы Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год. 2.10 Формы и режим занятий Форма детского образовательного объединения – дополнительное образование (кружок). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия Периодичность занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год занятий в год 30 мин 1 раза в неделю 30 мин. 16 часов 32 2.11 Ожидаемые результаты и способы их проверки Дети должны знать: 1. Части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году; 2. Выделять свойства и признаки предметов; 3. Свойства предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, площадь); 4. Самостоятельно осуществлять классификацию по 2-3 свойствам; 5. Продолжать заданную закономерность с 2-3 изменяющимися признаками; 6. Находить нарушение закономерности. Дети должны уметь: 1. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; 2. Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; 3. Находить части целого и целое по известным частям; 4. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; 5. Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; 6. Соотносить цифру с количеством предметов; Дети должны владеть: 1. Умением измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты; 2. Умением в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; 3. Умением выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Раз- ступенька, два – ступенька» проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в апреле) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе. 2.12 Формы подведения итогов реализации образовательной программы Открытые занятия с последующим обсуждением. Итоговые занятия. Диагностика. . Содержание изучаемого курса Месяц Тема Задачи Оборудование Октябрь 1. Числа 1 – 5 Повторить числа 1-5. Закреплять образование чисел, написание цифр, состав чисел. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к математике. Демонстрационный – картинки с изображением Буратино, Мальвины, Пьерро. Артемона, Карабаса – Барабаса; домики для повторения состава числа. Раздаточный – по 5 кружков красного и зелёного цвета, цифры от 1 – 5. 2. Числа 1 – 5 Повторить числа 1-5. Закреплять образование чисел, написание цифр, состав чисел. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к математике. Демонстрационный – геометрические фигуры, карточки с цифрами от 1 до 5, модель углов, модель числового отрезка. Раздаточный – палочки, полоски, геометрическое лото, цветные карандаши 3. Число 6. Цифра6 Сформировать представление о составе числа 6 из двух меньших. Развивать сообразительность, мышление. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, игра «Третий лишний». Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые схемы. 4. Число 6. Цифра 6 Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников – шестиугольником. Развивать мышление, память. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, шестиугольники. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, шестиугольники, линейки. Ноябрь 5. Длиннее, короче Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения. Развивать внимание, память. Воспитывать самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, условные мерки, предметы разной длины. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, линейки, условные мерки. 6. Измерение длины Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень. Развивать мышление, память. Воспитывать организованность Демонстрационный – изображение лягушонка, набор из 4 полосок, модель числового отрезка до 10. Раздаточный – набор из 4 полосок, цифры от 1 – 6. 7. Измерение длины Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Развивать память, мышление. Воспитывать самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, условные мерки, предметы разной длины. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, линейки, условные мерки. 8. Измерение длины Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки. Развивать внимание, память. Воспитывать самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, линейка Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, линейки. Декабрь Январь 9. Число 7. Цифра 7 Познакомить детей с образованием числа 7. Учить рисовать цифры. Развивать мышление, память. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, многоугольники Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 10. Число 7. Цифра 7 Формировать счетные умения в пределах 7. Учить сравнивать количество предметов. Развивать количественные представления. Развивать память, мышление. Воспитывать самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, знаки больше, меньше. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 11. Число 7. Цифра 7 Повторить прием сравнения групп предметов по количеству. Закреплять умение решать примеры. Развивать внимание, память. Воспитывать самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, предметные картинки. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. 12. Тяжелее, легче. Сравнение по массе Учить сравнивать массу предметов, сравнивать предметы между собой. Развивать мышление, память. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, весы Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 13. Измерение массы Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Развивать мышление, память. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, схемы Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 14. Измерение массы Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов. Развивать память, мышление. Воспитывать самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, различные весы. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 15. Число 8. Цифра 8 Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Развивать мышление, память. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 16. Число 8. Цифра 8 Формировать счетные умения в пределах 8. Учить группировать предметы. Отрабатывать умения работать на числовой прямой. Развивать мышление, память. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, зеркало. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, зеркала. Февраль 17. Число 8. Цифра 8 Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар. Отрабатывать навыки прямого и обратного счета в пределах 8. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, геометрические фигуры. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, геометрические фигуры, счетные палочки. 18. Объем. Сравнение по массе. Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объем у с помощью переливания. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, баночки разного объема. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 19. Измерение объема Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, кружки разного объема. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые. 20. Число 9. Цифра 9 Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Учить решать примеры. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, игра «Четвертый лишний» Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. Март 21. Число 9. Цифра 9 Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. Закреплять навыки счета в пределах 9. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, часы Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, часы. 22. Число 9. Цифра 9 Закрепит представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, игра «Четвертый лишний» Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. 23. Площадь. Измерение площади Сформировать представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закреплять умение находить состав числа 8 и 9. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, палетка Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые 24. Измерение площади Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, палетка Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые Апрель 25. Число 0. Цифра 0 Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Учить решать примеры, выкладывать фигуры из геометрических фигур. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, геометрические фигуры. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые 26. Число 0. Цифра 0 Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, геометрические фигуры. Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые 27. Число 10. Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи. Отрабатывать умение решать примеры. Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. 28. Шар. Куб. Параллелепипед Формировать умение находить в окружающей предметы формы с шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика). Развивать мышление, память. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Демонстрационный – карточки с цифрами, фигуры объемные Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. Май 29. Пирамида. Конус. Цилиндр Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Развивать логическое мышление. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, фигуры объемные Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. 30. Символы Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Развивать логическое мышление. Воспитывать организованность. Демонстрационный – карточки с цифрами, фигуры объемные Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. 31. 32. Повторение Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Демонстрационный – карточки с цифрами, фигуры объемные Раздаточный – тетради, карандаши цветные, простые, счетные палочки. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 5.1 Формы занятий При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 6–7 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебновоспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей 5.2 Приемы и методы организации 1. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре. 2. Затруднение в игровой ситуации. Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины. 3.«Открытие» нового способа действий. Детям предлагается и после согласования с ними , принимается новый способ действий. 4. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации. На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях. 5. Повторение и развивающие задания. Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей. 6. Итог занятия. В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д. Построение занятий в соответствии с перечисленными этапами обеспечивает поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной школы. Игровые технологии формируют воображение и символическую функцию сознания, у ребенка возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет дошкольнику включится в коллективную деятельность и общение. Благодаря использованию игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения. 5.3 Дидактические материалы В качестве форм организации образовательного процесса применяются: дидактические игры: «Волшебный мешочек», Лото «Цифры», «Счет до 5», «Цветное лото», «Часть и целое», «Танграм», «Учимся сравнивать», «Веселый счет», «Фигуры и формы», «Где мышонок», «Арифметика для малышей», мозаики, игрушки, мячики.; дидактическое оборудование: счетные палочки, касса цифр, демонстрационный материал к занятию, магнитные цифры и знаки, палочки Кьюзенера, блоки Дьеныша, знаки действий, игры-задания. 5.4 Техническое оснащение занятий Работа по данной образовательной программе обеспечивается: 1. Петерсон Л. Г. «Раз-ступенька, два — ступенька...» рабочая тетрадь. 1 часть 2. Петерсон Л. Г. «Раз-ступенька, два — ступенька...» практический курс математики для дошкольников (методические рекомендации). 3. Кабинет для занятий, простые и цветные карандаши, картотека литературного материала, картотека загадок, картотека динамических пауз. 6. Работа с родителями Сентябрь: Информация на сайте МАДОУ о работе кружка; Октябрь: Консультация «Веселая математика дома»; Ноябрь: Рекомендации и беседы с родителями по возникающим вопросам; Декабрь: Консультация «Знакомим ребенка со временем»; Январь: Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе; Февраль: Консультация «Современные подходы логико – математического развития дошкольником»; Март: Рекомендации и беседы с родителями по возникающим вопросам; Апрель: День открытых дверей; Май: Буклет «Что должен знать ребенок 6 -7 лет по математике», рекомендации и беседы с родителями по возникающим вопросам; 7. Список литературы 1. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…» Математика для детей и их родителей в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2005. – 64 с. 2. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…» Методические рекомендации к курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…» – М.: Баласс, 2005. – 76 с. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. 4. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. 5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993. 6. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991 8. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. - М., 1991. 9. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996. 10. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005. 11. Шевелев К.В. «Тесты по математике», М., «Ювента», 2010г.Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника