"Мудрый лисенок" (средняя группа, корпус 2)

Программа занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность программы Программа имеет социально-педагогическую направленность и реализуется через интеграцию социально-коммуникативного и познавательного развития ребенка. 2. Актуальность программы Очевидно, что развитие ребёнка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребёнком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Современные дети отличаются от своих сверстников XX века настолько, что некоторые возрастные нормы, а также приемы и технологии работы требуют пересмотра и адаптации к быстро меняющемуся современному миру. В связи с тем, что каждый год усложняются и совершенствуются образовательные программы школьного обучения, возрастает необходимость своевременного и полноценного психологического развития ребенка в дошкольном детстве, как одного из основных условий всестороннего развития ребенка. 3. Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учётом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Программа разработана на основе работы «Цветик-семицветик» (авторы: Куражева Н.Ю., Н.В.Вараваева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова). Программа предусматривает содержание и организацию психологического процесса и направлена на создание условий для естественного психологического развития ребенка. 4. Отличительной особенностью программы является интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога в детском саду. Применяется в двух образовательных областях: социально-коммуникативной и познавательной, оснащена учебно-методическим комплексом с подробной разработкой занятий. Комплексные тематические занятия направлены на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной,
волевой и познавательной сфер детей 4 – 5 лет. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям, с учетом возрастных и психологических особенностей возрастной группы. 5. Педагогическая целесообразность программы. Данная Программа педагогически целесообразна потому, что её реализация содействует решению психологических проблем каждого ребенка и позволяет создать доброжелательную атмосферу в дошкольных коллективах. Принципы содержания программы: 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение детского развития. 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в результате чего сам ребенок принимает участие в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Сотрудничество с семьей. 6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8.Принцип возрастной адекватности дошкольного образования. (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 9. Принцип построения образовательной деятельности на комплексно-тематическом планировании. Подходы в формировании программы: - личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский) - системно-деятельностный подход - компетентностный подход - средовой подход - культурологический подход Принципы проведения занятия: - Системность подачи материала; - наглядность обучения; - цикличность построения занятий; - доступность информации; - проблемность; - развивающий и воспитательный характер учебного материала. Каждое занятие содержит в себе следующие этапы: 1. Организационный этап: - Создание эмоционального настроя в группе - Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей 2. Мотивационный этап: - Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме - Сообщение темы занятия - Появление персонажа 3. Практический этап: - Подача новой информации на основе имеющихся данных - Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей - Отработка полученных навыков на практике 4. Рефлексивный этап: - Обобщение нового материала - Подведение итогов занятия 6. Цель программы: Психологическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста. Гармоничное и сбалансированное развитие всех сфер психики дошкольника. 7. Задачи программы:  Способствовать переходу от репродуктивного воображения к творческому.  Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.  Совершенствовать коммуникативные навыки.  Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.  Учить детей говорить о своем настроении и быть внимательными к эмоциональному состоянию другого человека.  Формировать положительную и высокую мотивацию к обучению в школе.  Расширять кругозор ребенка. 8. Возраст детей. Программа адресована детям в возрасте 4 - 5 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Наполняемость в группах составляет: 10-12 человек. Возрастные особенности развития детей 4-5 лет Возраст 4—5 лет называют средним дошкольным, ему характерно повышение познавательной активности. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Проявляется интерес к другому ребенку, как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Появляется осознанность собственных действий. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). Усложняются волевые проявления. В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Речь начинает выполнять контролирующую функцию, становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. 9. Срок реализации программы: 1 год 10. Форма детского образовательного объединения - кружок (групповая, очная, совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей). Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога-психолога. 11. Режим организации занятий: Программа кружка «Мудрый Лисёнок» рассчитана на 32 занятия (1 год обучения) рассчитана для детей 4-5 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми: 4-5 лет - 20 мин. (теория-5 мин., практика-15 мин.), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку. Индивидуальная работы также включает в себя входную (в начале учебного года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы по запросу родителей (законных представителей) или воспитателя. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов. Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Формы работы: • беседы • организованная образовательная деятельность; • самостоятельная образовательная деятельность детей; • индивидуальная помощь; • групповая работа; • коллективно-творческая работа; • работа с родителями; • игра; • оформление выставок. 12. Ожидаемые результаты и способы их проверки В результате освоения данной программы воспитанники должны: - целостно воспринимать предмет: находить его по описанию с учетом сенсорных эталонов (шесть цветов, пять геометрических фигур, длина, ширина, высота), запаха, вкуса, тактильных свойств предметов (сухой-мокрый, чистый-грязный, горячий-холодный, мягкий-жесткий, легкий-тяжелый, шершавый-гладкий, прозрачный-непрозрачный), пространственных свойств (спереди-сзади, справа-слева), свойств по материалу (пластмассовый, резиновый, стеклянный, железный, деревянный). - получат навыки использования предметов – заместителей в игре. - собирать предмет из набора заданных геометрических фигур по образцу. - описывать предмет по двум известным признакам (например, по материалу + цвет или форма). -овладеют навыками исключения предмета из ряда предметов, отличающихся по трем признакам. - овладеют навыками по собиранию геометрической фигуры или картинки из шести частей со зрительной опорой на образец. - выделять отличия и сходства предметов по величине, форме, цвету, по расположению в пространстве, запаху и вкусу, по материалу, по тактильным свойствам. - знать обобщающие слова по темам: животные, игрушки, овощи, обувь, фрукты, транспорт, посуда, мебель. - будут ознакомлены с широким кругом слов, которые смогут использовать в устной речи, соответствующих возрастной категории. - собирать серию картинок по сказке (из 5 картинок). -классифицировать предметы или картинки по двум признакам, по свойствам и по материалу, самостоятельно или с помощью наводящих вопросов взрослого на 2, 3, 4 группы. - уметь выражать свое эмоциональное состояние различными способами – радость, грусть, гнев, удивление, испуг. -получат знания о дружбе и взаимопомощи, смогут учитывать эмоциональное состояние другого человека при общении, внимательно слушать и прислушиваться к другому человеку. - уметь произвольно действовать в подвижных и «сидячих» играх, при выполнении письменных заданий с тремя правилами (действующими сначала последовательно «алгоритм» и затем одновременно), уметь работать по зрительной инструкции, иметь представление о личном пространстве «мои вещи, мое место…», иметь элементарные представления о себе, своем теле. - уметь выполнять приемы релаксации, движения для самовыражения, управлять своим дыханием. - уметь выполнять «лабиринт» глазами и карандашом, находить «спрятавшиеся» предметы. - уметь обвести круг и разные предметы по пунктиру, скопировать точки по образцу. -овладеют навыками по дорисовыванию рисунков, смогут придумать название чего-либо. - получат навыки самостоятельного выполнения заданий. - проявлять способность к усидчивости, работоспособности в течение времени, соответствующего возрастной категории. - проявлять интерес, познавательную активность к развивающим играм, заданиям, ситуации обучения в целом. - проявлять элементы творческого воображения в игровой и творческой деятельности. - проявлять внеситуативно-личностную форму общения с взрослым (взрослый-источник информации) - проявлять ситуативно-деловое отношение к сверстнику (сверстник интересен как партнер по сюжетной игре). - проявлять элементы эмоциональной отзывчивости. Память: Зрительная образная: объем-5 предметов Слуховая образная: объем-4-5 звуков Слуховая вербальная: объем-5 слов Тактильная: объем-4-5 предметов Внимание: Объем -5 предметов Устойчивость-15-20 минут Воображение: Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке. Интеллектуальна сфера: Анализ, зрительный синтез, сравнение, обобщение, серация, классификация. Эмоциональная сфера: Называние и узнавание эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умение рассказать о своем настроении. Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки. Коммуникативная сфера: Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым. Волевая сфера: Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации. 13. Форма подведения итогов Формой аттестации и контроля на каждом занятии является наблюдение. Формой промежуточной аттестации (декабрь) и итогового контроля (май) являются диагностические игры и упражнения, устный опрос (педагоги, родители, дети), наблюдение, подготовка и организация выставки детских работ. Последнее занятие в мае – открытое занятие для родителей/законных представителей, выставка работ воспитанников. Также при реализации программы может проводиться индивидуальная психологическая диагностика по запросам и наблюдениям педагога-психолога. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей: - показатель сформирован (достаточный уровень, «+») - означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других людей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д, наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым; - показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному «0») - означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.; проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры; - показатель не сформирован (недостаточный уровень, «-») - означает, что показатель проявляется крайне редко и его проявление носит случайный характер; не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА № п/п Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Диагностика СЕНТЯБРЬ 1 Занятие 1. Знакомство ОКТЯБРЬ 1. Познакомить детей друг с другом. 2. Создать благоприятную атмосферу на занятии. Этап I. Приветствие. Вводная часть. Этап II. 1. Подвижная игра «Паровозик дружбы» 2. Появление персонажа Этап III. 1. Динамическая пауза «Дует, дует ветер» 2. Игра «Собери цветочек» 3. Игра «Кто к нам пришел» 4. Коллективная работа «Цветочная полянка» Этап IV. 1. Динамическая пауза 2. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 2 Занятие 2. Давайте дружить ОКТЯБРЬ 1.Продолжить знакомство детей друг с другом. 2. Сплотить группу. 3.Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. Этап I. Приветствие. Этап II. 1. Подвижная игра «Паровозик дружбы». 2. Появление персонажа Этап III. 1.Игра «Незнайка» 2.Динамическая пауза «Покажи отгадку" 3.Пальчиковая гимнастика «Дружба» 4. Задание «Лабиринт» 5. Игра «Замри» 6. Игра «Раздувайся, пузырь» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 3 Занятие 3. Волшебные слова ОКТЯБРЬ 1.Продолжить знакомство детей друг с другом. 2.Развивать навыки культурного общения. 3. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. Этап I. Приветствие. Этап II. 1. Послание. 2. Беседа «Зачем нужно быть вежливым?» Этап III. 1.Игра «Театр» 2. Игра «Пожалуйста» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Задание «Помоги белочке» 5.Задание «Что лишнее» 6. Игра «Вежливо-невежливо» 7. Игра «Вежливый мячик» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 4 Занятие 4. Правила поведения на занятиях. ОКТЯБРЬ 1. Продолжить знакомство детей друг с другом. 2. Развивать коммуникативные навыки. 3. Развивать навыки культурного общения. 4.Развивать произвольность (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). Этап I. Приветствие. Этап II. Появление персонажа. Этап III. 1.Игра «Размышляй-ка» 2. Игра «Давай поздороваемся» 3. Динамическая пауза «Танец в кругу» 4. Игра «Кто позвал?» 5. Подвижная игра «Пожалуйста» 6. Пальчиковая гимнастика 7. Задание «Что хорошо, что плохо» 8. Задание «Дорисуй» 9. Игра «Мячик правил» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 5 Занятие 5. Радость и грусть. НОЯБРЬ 1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе. 3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. Этап I. Приветствие «Облако» Этап II. Мотивация Этап III. 1.Задание «Я радуюсь, когда…» 2. Задание «Притворщик» 3. Динамическая пауза «Веселые мартышки» 4. Игра «Как доставить радость?» 5. Задание «Радость и грусть» 6. Задание «Притворщик» 7. Задание «Радостное и грустное облачка» 8. Игра «Найди» 9. Пальчиковая гимнастика 10. Музыкальное задание Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 6 Занятие 6. Гнев. НОЯБРЬ 1.Развитие коммуникативных умений и навыков. 2. Знакомство с эмоцией «гнев». 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. Этап I. Приветствие. Этап II. Мотивация Этап III. 1.Задание «Я сержусь, когда…» 2. Задание «Притворщик» 3. Психогимнастика 4. Задание «Раздели на группы» 5. Подвижная игра «Вулкан» 6. Задание «Больше не сержусь» 7. Задание «Сердитое облачко» 8. Пальчиковая гимнастика 9. Задание «Злой волк» 10. Музыкальное задание Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 7 Занятие 7. Удивление. НОЯБРЬ 1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 3. Обучение распознаванию и выражению эмоций радости, грусти, гнева, удивления. Этап I. Приветствие «Облако» Этап II. Мотивация Этап III. 1. Задание «Я удивляюсь, когда…» 2. Задание «притворщик» 3. Подвижная игра «Удивительная газета» 4. Задание «Удивленное облачко» 5. Пальчиковая гимнастика «Облака» 6. Задание «Удивительные картинки» 7. Музыкальное задание Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «облака» 8 Занятие 8. Испуг. НОЯБРЬ 1.Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. 2. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. 3.Профилактика и коррекция страхов у детей. Этап I. Приветствие. Этап II. Мотивация Этап III. 1.Задание «Я боюсь (мне страшно), когда…» 2. Задание «Притворщик» 3. Подвижная игра «Совушка - сова» 4. Задание «Испуганное облачко» 5. Пальчиковая гимнастика 6. Задание «Испуганное дерево» 7. Музыкальное задание 8. Конкурс «Боюсек» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 9 Занятие 9. Спокойствие ДЕКАБРЬ 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Этап I. Приветствие. Этап II. Мотивация Этап III. 1.Беседа 2. Задание «Я спокоен, когда…» 3. Задание «Притворщик» 4. Спокойная игра 5. Задание «Логический квадрат» 6. Задание «Спокойное облачко» 7. Пальчиковая гимнастика 8. Задание «Поле эмоций» 9. Музыкальное задание Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака» 10 Занятие 10. Словарик Эмоций ДЕКАБРЬ 1. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека 2. Обучение распознаванию и выражению эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга. Этап I. Приветствие. Этап II. Мотивация. Этап III. 1.Задание «Найди друга» 2. Задание «Собери облачко» 3. Задание «Сказочные герои» 4. Пальчиковая гимнастика «Облака» 5. Задание «Оживи облачка» 6. Задание «Мое настроение» 7. Подвижная игра «Замри» 8. Музыкальное задание Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака» 11 Занятие 11. Диагностика-1 ДЕКАБРЬ 1. Диагностика зрительной памяти. 2. Диагностика мышления (мыслительные операции анализ, исключение, обобщение). 3. Диагностика внимания (концентрация, распределение). 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков. Этап I. Приветствие. Этап II. Появление персонажа Этап III. 1.Задание «Запоминай-ка» 2. Задание «Новогодний узор» 3. Задание «Назови одним словом» 4. Игра «Снежинки, сугробы, сосульки» 5. Задание «Новогодние гирлянды» 6. Задание «Найди лишнее» 7. Подвижная игра «Выпал беленький снежок» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 12 Занятие 12. Диагностика-2 ДЕКАБРЬ 1. Диагностика слуховой памяти. 2. Диагностика внимания (распределение). 3. Диагностика воображения. 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков. Этап I. Приветствие. Этап II. Появление персонажа Этап III. 1.Задание «Запоминай-ка» 2. Задание «Рукавички» 3. Задание «Путаница» 4. Подвижная игра «Снежинки, сугробы, сосульки» 5. Задание «Оживи кружочек» 6. Подвижная игра «На елку» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 13 Занятие 13. Плохо быть одному ЯНВАРЬ 1. Развитие восприятия сенсорных признаков предметов: цвета, формы, величины 2. Развитие мыслительных процессов. 3. Развитие групповой сплоченности; повышение у детей уверенности в себе. Этап I. Приветствие «Незнайка» Этап II. Мотивация Этап III. 1.Задание «Будь внимателен» 2. Задание «Знаки» 3. Задание «Загадки – схемы» 4. Динамическая пауза 5. Задание «Найди лишнее» 6. Задание «Поле чудес» 7. Игра «Карлики – великаны» 8. Задание «Дорисуй-ка» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 14 Занятие 14. Ты и другие люди ЯНВАРЬ 1. Развитие восприятия свойств предметов. 2. Развитие мышления (сравнение, исключение, анализ). 3. Развитие внимания (зрительное, слуховое). 4. Развитие воображения и логического мышления. 5.Формирование положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям. Этап I. Приветствие. Этап II. 1. Появление персонажа 2. Игра «Ты живешь среди людей» 3. Игра «Что это за люди ?» Этап III. 1. Задание «Магазин» 4. Игра «Назови предмет» 5. Динамическая пауза 6. Задание «Легкий – тяжелый» 7. Задание «Раскрась лишний предмет» 8. Игра «Скажи наоборот» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 15 Занятие 15. Лекарство от вредности ЯНВАРЬ 1. Развитие умения детей анализировать поступки, свои и своих сверстников. 2. Побуждать детей быть уравновешенными. 3. Продолжить учить детей передавать свои чувства мимикой, жестами, словами. 4. Формировать практические навыки поведения среди людей. Этап I. Приветствие. 1. Психогимнастика «Я твой друг» Этап II. Мотивация Этап III. 1. Игра «Делай правильно» 2. Игра «Изменение настроения» 3. Игра «Природа-погода» 4. Игра «Волшебные слова» 5. Игра «Правильно или нет ?» 6. Задание «Мешочек для вредности» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 16 Занятие16. Мои помощники глазки. ФЕВРАЛЬ 1.Совершенствование восприятия. 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3. Тренировка зрительных ощущений. 4. Развитие зрительного внимания. 5. Развитие зрительной памяти. 6. Активизация творческой активности. Этап I. Приветствие. Этап II. Путешествие в лес Этап III. 1.Появление персонажа 2. Гимнастика для глаз 3. Упражнение «Запомни своих друзей» 4. Игра «Прятки» 5. Упражнение «Прогулка» 6. Задание «Путаница» 7. Задание «Коврики» 8. Игра «Запрещенное движение» 9. Задание «Найди тень» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 17 Занятие 17. Мой помощник носик. ФЕВРАЛЬ 1.Совершенствование восприятия. 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3. Тренировка обоняния. 4. Активизация творческой активности. Этап I. Приветствие. Этап II. Путешествие в лес Этап III. 1.Появление персонажа 2. Гимнастика для носика 3. Упражнение «Запахи» 4. Игра «Приятный – неприятный» 5. Упражнение «Замок» 6. Задание «Внимательный носик» 7. Задание «Лабиринт» 8. Упражнение на расслабление Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 18 Занятие 18. Мой помощник ротик ФЕВРАЛЬ 1.Совершенствование восприятия. 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3. Тренировка вкусовых ощущений. 4. Активизация творческой активности. Этап I. Приветствие Этап II. Путешествие в лес Этап III. 1.Появление персонажа 2. Гимнастика для языка 3. Упражнение «Вкусы» 4. Игра «Угощение» 5. Упражнение «Пальчики» 6. Задание «Лабиринт» 7. Задание «Угощение» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 19 Занятие 19 Мои помощники ушки. ФЕВРАЛЬ 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3. Тренировка слуховых ощущений. 4. Развитие слухового внимания. 5. Развитие слуховой памяти. 6. Активизация творческой активности. Этап I. Приветствие Этап II. Путешествие в лес Этап III. 1.Игра «Лесные звуки» 2. Игра «Тишина и шум». История про Волчонка 3. Появление персонажа 4. Игра «Деревенская песенка» 5. Пальчиковая гимнастика 6. Задание «Деревенька» 7. Задание «Внимательные ушки» 8. Игра «Музыкальная корзина» 9. Игра «Громкие и тихие звуки» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 20 Занятие 20. Мои помощники ручки МАРТ 1.Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. 3. Тренировка тактильных ощущений. 4. Формирование позитивной мотивации общения. Этап I. Приветствие Этап II. Путешествие в лес Этап III. 1.Появление персонажа 2. Игра «Волшебные дощечки» 3. Игра «Ищем клад» 4. Игра «Волшебный мешочек» 5. Упражнение «Дружные пальчики» 6. Задание «Найди пару рукавичке» 7. Задание «Внимательные ручки» 8. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 21 Занятие 21 Мои помощники ножки МАРТ 1.Совершенствование восприятия. 2. Развитие двигательной активности. 3.Формирование позитивной мотивации общения Этап I. Приветствие Этап II. Путешествие в лес Этап III. 1.Появление персонажа 2. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» 3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» 4. Задание «Найди пару сапожку» 5. Задание «Наведем порядок» 6. Игра «Веселый хоровод» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 22 Занятие 22 Из чего же сделаны наши мальчики? МАРТ 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. 3. Работа по развитию самоконтроля. Этап I. Приветствие Этап II. Вводная беседа Этап III. 1.Задание «Спортсмены» 2. Физкультминутка 3. Задание «Транспорт» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Задание «Найди лишнее» 6. Игра «Изобрази» 7. Задание «Настоящий мастер» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 23 Занятие 23. Из чего же сделаны наши девочки? МАРТ 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Закрепление знаний об особенностях поведения девочек. 3.Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете. Этап I. Приветствие Этап II. Появление персонажа Этап III. 1.Игра «Клумба» 2. Релаксация «Цветок дружбы» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Задание «Куклы» 5. Задание «Бусы» 6. Динамическая пауза «Уборка» 7. Загадки. 8. Задание «Помоги бабушке» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 24 Занятие 24. Мои смешинки АПРЕЛЬ 1. Развивать воображение. 2. Развивать творческое мышление. Этап I. Приветствие Этап II. 1. Появление персонажа 2. Вводная беседа о Дне смеха 3. Игра «Трамвайчик» Этап III. 1. Упражнение «Билеты» 2. Игра «Аплодисменты» 3. Задание «Клоуны» 4. Задание «Дрессированные жирафы» 5. Динамическая пауза 6. Игра «Жонглеры» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 25 Занятие 25. Весеннее настроение АПРЕЛЬ 1. Развивать воображение. 2.Развивать познавательные психические процессы на основе знаний детей о весенних явлениях в природе. 3.Развить умение выразительно передавать разнообразие весенней природы с помощью движений и слов. Этап I. Приветствие Этап II. 1. Вводная беседа 2. Игра «Уходи, Зима!» Этап III. 1.Упражнение «Капель» 2. Игра «Ручеек» 3. Игра «Подснежники» 4. Пальчиковая гимнастика «Кораблик» 5. Задание «Кораблик» 6. Задание «Раскрась мальчика» 7. Игра «Весенняя береза» 8. Игра «Прятки с птицами» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 26 Занятие 26. Мой друг Воображуля АПРЕЛЬ 1. Развивать воображение. 2. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. 3. Развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное мышление. 4. Развивать мелкую и общую моторику. 5. Развитие самосознания. Этап I. Приветствие Этап II. Появление персонажа 2. Ритуал входа в сказку 3. Двигательное упражнение 4. Задание «Загадочные животные» 5. Сказка «Путаница» 6. Анализ сказки 7. Пальчиковая гимнастика 8. Задание «Лабиринт» 9. Задание «Волны» 10. Подвижная игра «Море волнуется» 11. Двигательное упражнение Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 27 28 Занятие 27,28 Город моих друзей АПРЕЛЬ 1. Развитие мыслительных операции (обобщение, классификация, рассуждение). 2.Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер. Этап I. Приветствие Этап II. 1.Появление персонажа 2.Игра « Прогулка по городу» Этап III. 1.Игра «Кушать подано» 2. Игра «Зоопарк» 3. Пальчиковая гимнастика «Приглашение в театр» 4. Задание «В магазине» 5. Игра «Едем домой» 6. Задание «Помогай-ка собирай-ка» Этап IV. 1. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 2. Игра «Пожелания» 29 30 Занятие 29,30. Диагностика-1 МАЙ 1. Диагностика и развитие коммуникативных навыков. 2. Диагностика мышления (мыслительные операции: анализ, обобщение). 3. Диагностика внимания (концентрация, распределение). 4. Диагностика зрительной памяти. Этап I. Приветствие Этап II. Появление персонажа Этап III. 1.Задание «Запоминай - ка» 2. Задание «Узор» 3. Подвижная игра «Мы играем» 4. Задание «Бусы» 5. Задание «Оживи фигурки» 6. Задание «Назови одним словом» (настольно – печатный вариант) 7. Задание «Цветок» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания 31 32 Занятие 31,32. Диагностика-2 МАЙ 1. Диагностика слуховой памяти. 2. Диагностика мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей). 3. Диагностика внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение). 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков. Этап I. Приветствие Этап II. Появление персонажа Этап III. 1.Задание «Запоминай-ка» 2. Задание «Бусы» 3. Задание «Прятки» 4. Подвижная игра «Не зевай» 5. Задание «Наведи порядок» 6. Задание «Заплатка для коврика» 7. Подвижная игра «Мы играем» Этап IV. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Сентябрь: Информация на сайте МАДОУ о работе Кружка; Октябрь: Консультация «Возрастные особенности детей 4-5 лет»; Ноябрь: Рекомендации и беседы с родителями по возникающим вопросам; Декабрь: Консультация «Игра - как средство формирования всестороннего внутреннего мира дошкольника»; Январь: Советы психолога «Говорите своему ребенку»; Февраль: Консультация «Игры для гиперактивных детей»; Март: Рекомендации и беседы с родителями по возникающим вопросам; Апрель: Памятка «Почему дети обижаются на родителей»; Май: Буклет«Родителям на заметку». МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Во время игрового занятия применяются дидактические игры, упражнения, коллективные работы, подвижные игры и динамические паузы, беседы по материалам сказок, настольно-печатные игры, психомышечная гимнастика и тренировка, загадки, элементы песочной, арт-терапии, музыкотерапии. Все игры проводятся в темпе, педагог-психолог помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры. Игры делают занятия более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятиях. Оснащение занятий • Настольно-печатные игры • Мяч детский резиновый • Предметные игрушки • Доска • Цветные карандаши • Простой карандаш • Пластилин • Краски акварельные • Ножницы закругленные • Белая и цветная бумага • Строительный материал • Рабочие тетради • Музыкальное сопровождение Демонстрационные пособия • Игрушки животных • Трафареты, шаблоны • Таблицы-памятки, схемы Основные средства обучения • Компьютер • Музыкальный центр, аудио-подборка звуков «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка», «Сборник детских песен» • Магнитная доска, магниты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой - 6_е изд., доп. и испр.-Москва.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия /Ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4 – 5 лет /Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под редакцией Н.Ю. Куражевой– Спб.; Москва: Речь, 2022. Цветик-семицветик. Развивающие задания для дошкольников 4-5 лет/ Н.Ю.Куражева, Н.В. Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под редакцией Н.Ю. Куражевой; рисунки А.Голубева – Спб.; Москва: Речь, 2022. Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов -М.: Владос, 1999. Проблемы формирования личности. Л.И Божович. - Электронная библиотека ГНПБУ-2001. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина-М,: Генезис, 2004. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева – Ярославль: Академия развития, 1996. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева .- М.: АРКТИ, 2003. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова.- М.: Гном, 2020.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie